Переход между периодом дошкольного детства и началом обучения в школе очень сложен. Не напрасно в первом классе уделяется так много внимания адаптации детей. Преемственность детского сада и школы помогает сделать образовательную среду единым целым.
Под понятием «преемственность» подразумевают плавный переход от одной образовательной ступени к другой, сохраняющий методы и формы обучения и воспитания. Педагоги первых классов начальной школы не смогут обеспечить мягкость адаптации старших дошкольников, если они не знакомы с методами работы воспитателя подготовительной группы детского сада. Если старшие дошкольники не знакомы со школой и не имеют никакого представления о том, что их ждет за школьным порогом, будет очень непросто воспитать у них желание учиться.
Понимание особенностей личности воспитателя и учителя важно не менее, чем формирование интереса к школе. Для многих первоклассников сильным стрессом становится то, что между учеником и учителем должна присутствовать определенная дистанция. В детском саду воспитатель эмоционально ближе к детям, он как бы заменяет родителей во время пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Такие различия еще более усложняют адаптацию первоклассников, привыкших к психологическому комфорту в отношениях с взрослыми.
Задачи сотрудничества педагогов дошкольной и школьной системы образования:
выработка единой концепции процесса образования и воспитания в школе, в детском саду и в семье;
максимальное соответствие целей и задач воспитания на различных ступенях образования, способов их достижения;
создание системы качественной психологической поддержки родителей для преодоления проблем при переходе детей в первый класс из детского сада;
распространение семейного опыта позитивного отношения к активной деятельности детей в обществе.
И школа, и детский сад не могут быть закрытыми общественными институтами. Учителя и воспитатели должны отлично ориентироваться в программах подготовительной к школе группы и первого класса школы.
Методы и формы создания преемственности на пороге школы
При правильно организованном плавном переходе в школу и родители, и дети всегда могут рассчитывать на полную информацию о том, что их ожидает, на квалифицированную помощь и поддержку психологов и педагогов.
В нашем дошкольном учреждении существует совместный план работы с Мачулищанской средней школой на основе которого проводятся формы работы с дошкольниками:
экскурсии в школу с посещением спортивного зала, классов, библиотеки, столовой и т.д.;
знакомство с учителями и учениками начального звена, совместные мероприятия, проекты с ними;
проведение совместных спортивных мероприятий и праздников (праздник первого звонка, праздник букваря);
подготовка совместных театральных представлений, выставок художественных работ.
Работа с педагогами:
посещение воспитателями уроков в первом классе и учителями — образовательной деятельности в дошкольном учреждении;
совместные тренинги для педагогов, проведенные психологом;
анализ диагностики психологической готовности к школьному обучению выпускников дошкольного учреждения;
анализ результатов адаптации первоклассников к школьному обучению;
проведение совместных семинаров, мастер-классов, «круглых столов».
Взаимодействие с родителями будущих первоклассников:
дни открытых дверей в школе и в детском саду;
встречи с учителями;
консультирование на актуальные темы педагогами и психологами;
совместные родительские собрания, дискуссионные клубы;
консультирование на тему психологической готовности к школе.
Если целенаправленно заниматься формированием преемственности, это поможет детям проявить волевые усилия, инициативность и уверенность в себе, креативность и положительное отношение к себе и свои товарищам при переходе в первый класс.