Семинар – деловая игра
ТЕМА:«Права ребенка, уважение к нему»
ЦЕЛЬ:
- Содействовать взаимодействию с семьей на принципах взаимоуважения, доверия, открытости для обеспечения защиты прав и интересов ребенка.
- Повысить уровень компетентности родителей и педагогов по вопросам прав ребенка, показать какие механизмы для реализации этих прав существуют.
- Развивать умение вести дискуссию, навыки анализа педагогических явлений.
ПОДГОТОВКА:
- Изучение педагогами социально-педагогических источников, периодических журналов и газетных статей, в которых освещены вопросы защиты прав детей.
- Консультирование родителей по теме: «У истоков развития проблемы», ознакомление с документами по защите прав ребенка.
ОФОРМЛЕНИЕ ПОМЕЩЕНИЯ
Плакаты: содержащие выдержку из текста Конвенции о правах ребенка: «Государства – участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется особое внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка».
Содержащие одну из основных установок Конвенции: «Дети – это люди, а не собственность!» (ст. 12)
Содержащие выдержки из Всеобщей декларации прав человека: «Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для малолетних детей» (ст. 26); «Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства» (ст. 16); «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу, и личную неприкосновенность» (ст. 3)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:
- Составить анкету-опрос для родителей «Права ребенка».
- Изучить литературу:
- «Азбука прав человека: Всеобщая декларация прав человека, адаптированная для детей». – М., 1994
- «Всеобщая декларация прав человека». – Мн., 2000.
- «Конвенция о правах ребенка». – Мн., 2000.
- «Кодекс РБ о браке и семье». – Мн., 2021.
- Лобанок Т.С. «Приобщаемся к нравственно-правовой культуре». (пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования). – «Белый Ветер»., 2019.
- Сахаров А.Н. «Мир, прогресс, права человека». – Л., 1999.
- Яковлев Ю.А. «Ваши права, дети». М., 1992.
ХОД ИГРЫ
В игре участвуют две команды: воспитатели и родители. Выбирается жюри. Ведущий делает сообщение по проблемам правового воспитания детей в дошкольном учреждении.
Ведущий (В.)- Тема нашей игры: «Права ребенка, уважение к нему». Кто из нас не сталкивался с собственническим отношением к ребенку: «Мой ребенок. Что хочу, то с ним и делаю». Сломал ребенок дорогую игрушку- его жестоко наказывают; споткнулся, упал - добавят шлепков: «Чтобы под ноги смотрел».
Иногда взрослые ругают и бьют детей, считая это единственным способом воспитания, а скажи таким горе-родителям об уважении к ребенку, к его правам, они искренне удивятся: «Какие еще права? Мал еще...».
А как вы считаете, есть ли права у наших детей? Знакомы ли вы с документами защищающими права вашего ребенка? (Обсуждение вопроса с родителями. )
В.: Все права детей можно условно разделить на четыре группы:
1. Права ребенка на существование, выживание. Они включают право на жизнь, медицинское обслуживание, достойные условия жизни, кров, пищу, заботу родителей.
2. Права ребенка на развитие.Они охватывают право на образование, полноценное развитие в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями и способностями, на отдых, на досуг.
3. Права ребенка на защиту.Обеспечивают его защищенность от всех форм насилия, также особые права детей инвалидов, детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей.
4. Право ребенка на участие в жизни своей страны.Предполагает право высказывать свое мнение, свободу мысли, совести и религии.
Важно помнить, что каждый ребенок имеет право на компетентное воспитание, на то, чтобы родители обеспечили ему достаточную степень защищенности и психологического комфорта, а для этого ребенок должен:
- быть любимым;
- расти физически и психологически в безопасной среде;
- быть выслушанным и услышанным;
- Чувствовать уважение к себе со стороны родителей.
Давайте посмотрим, как реализуются эти права на практике. Ведущий проводит викторину. Задания и вопросы викторины.
1. Попытайтесь опровергнуть следующие высказывания, используя статьи конвенции о правах ребенка.
- У детей есть только одно право: делать то, что им велят родители и воспитатели. Все остальные права приходят в свое время, когда закон наделяет человека полной правовой ответственностью. (В ст.2 говорится о том, что все права распространяются на всех детей без исключения. Государство обязано защищать ребенка от любых форм дискриминации и принимать необходимые меры по защите его прав).
- Ребенок должен жить в своей семье, даже когда это противоречит его насущным интересам. (В соответствии со ст.9 ребенок имеет право жить со своими родителями, за исключением тех случаев, когда это противоречит насущным интересам ребенка. Ребенок также имеет право сохранить связь с обоими родителями в случае разлучения с одним из них или с обоими.)
Выберите правильный ответ.
2. Кому принадлежат слова о том, что счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребенка?
а) Ф.М.Достоевскому +;
б) А.П.Чехову;
в) А.М.Горькому.
3. В каком году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка?
а) 1948 год;
б) 1959 год+;
в) 1966 год.
4. В каком году Генеральная Ассамблея ООН приняла конвенцию о правах ребенка?
а) 1968 год;
б) 1982 год;
в) 1989 год+.
5. Какие различия (расовая, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья и т.д.) могут влиять на неодинаковое использование детьми своих прав?
а) таких различий нет +
б) национальная принадлежность
в) состояние здоровья.
(Согласно статье 2 все права распространяются на всех детей независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, состояния здоровья и рождения.);
6. Кто несет ответственность за воспитание ребенка?
а) педагоги, родители +
б) никто;
в) члены правительства.
(Согласно статье 18 родители совместно несут основную ответственность за воспитание ребенка. Государство должно оказывать им надлежащую помощь.);
7. На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей ?
а) на благотворительные организации;
б) на иностранных спонсоров;
в) на государство +
(Согласно статье 20 государство обязано обеспечить социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, и обеспечить соответствующую альтернативу семейной заботы либо помещение в соответствующем учреждении по уходу за детьми.).
8. Государство должно защищать ребенкаот экономической эксплуатации и работы, которая:
а) не указанна в официальных справочниках;
б) может мешать образованию и вредить здоровью +
в) не соответствует интересам и склонностям ребенка.
(Согласно статье 32 ребенок имеет право на защиту в случаях, когда ему поручается работа, представляющая опасность для его здоровья, образования или развития. Государство должно установить минимальный возраст при приеме на работу и определить требования в отношении условий труда.);
9. Обращение с детьми, причастными к нарушениям уголовного законодательства, должно способствовать развитию у них:
а) чувства страха перед наказанием;
б) осторожности в реализации своих желаний;
в) чувства достоинства и значимости +
(Согласно статье 40 ребенок, нарушивший закон имеет право, на такое обращение, которое способствует развитию у него чувства собственного достоинства и значимости, при этом учитываются его возраст, обращение с ним нацелено на его социальную реинтеграцию.).
10. ООН считает человека ребенком от рождения до :
а) 16 лет;
б) 18 лет +
в) 19 лет.
(Согласно статье 1 ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет, за исключением тех случаев, когда в соответствии с национальными законами предусматривается совершеннолетие в более раннем возрасте.);
11. . Приведите примеры из детской художественной литературы, где нарушены права детей на :
• образование;
• необходимый уровень жизни;
• имя. (Морозко, Золушка)
В. У ребенка есть право быть любимым без всяких оговорок, осуждений или неуместной критики. Важно любить детей именно так.
Вспомните, как часто вы допускаете оговорки, осуждения или критику типа:
«Если ты будешь себя плохо вести, никто не будет тебя любить»; «Не люблю тебя, ты плохой»; «Я люблю только тех детей, которые хорошо кушают»; « Отдам тебя чужой тете, если не будешь слушаться».
Как вы думаете, какие чувства вызывают у ребенка подобные заявления родителей? Не является ли это нарушением прав ребенка? Выслушиваются мнения членов двух команд.
В. Ксожалению, мы, взрослые, настолько привыкли к физическому и эмоциональному насилию, что не реагируем на него, а став родителями, сами практикуем насилие по отношению к своим детям. Как вы думаете, почему мы так часто прибегаем к наказаниям, пусть даже не физическим? Возможно ли воспитание без наказаний? Какие наказания допустимы?
Обсуждение с командами.
В. Защищая право ребенка на жизнь без насилия, мы должны научиться контролировать свое поведение и речь. «Перестань надоедать мне, иначе я тебя отшлепаю», « Я кому говорю...», « Не смей возражать мне, не то...». Мы прибегаем к угрозам, стараясь сохранить контроль над детьми, но любая угроза воспринимается как насилие.
Мы наказываем детей для самоутверждения, из страха, а самое главное, в этом проявляется наше неумение воспитывать. При правильном воспитании нет необходимости в наказаниях. Достаточно ли огорченного взгляда, мимики, жеста?
Обсуждение с командами.
В. Ребенок охотно подражает взрослому. Если вы хотите чего-то добиться от него, покажите ему «как надо», «что надо», и пусть ребенок не слышит бесконечных «нельзя», «надо», «не смей».
Это его право. Только обладая с детства правом выбора, пусть даже в мелочах, став Гражданином, он сможет разумно выбирать пути развития всего общества.
(Члены каждой команды рассказывают о своем опыте по ознакомлению детей с их правами.)
Выступление психолога дошкольного учреждения:
«В самом деле, всем приходится хвалить и наказывать детей. Сколько существует педагогика, в том числеродителъская (народная), столько и бытуют полярные мнения, возникают разногласия, споры, дискуссии вокруг данной проблемы. И не только о наказаниях, но и о поощрениях. Одни боятся захвалить ребенка и воспитать его чересчур избалованным, другие, наоборот, используют похвалу как основной метод воспитания. Часть родителей категорически возражает против наказаний, особенно телесных. Они боятся подавить в ребенке личность и вызвать целый ряд негативных явлений ~ страх, ненависть к родителям и окружающему миру. Разумеется, однозначно выражать мнение по этому деликатному вопросу было бы неверным.
Послушный ребенок, непослушный ребенок, капризный или спокойный, как добиться послушания - это темы отдельных книг. Причем каждый изавторов имеет свою индивидуальную позицию. Мы лишь попытаемся дать вам различные советы, рекомендации с использованием мнений отечественных и зарубежных авторов.»
Решение проблемы:
Начнем с вопросов для взрослых. Нравится ли вам, когда вы получаете одинаковую с партнером заработную плату, а работаете качественнее? Нравятся ли вам премии, персональные надбавки, похвала руководителя? А если похвала руководства, то где: наедине, в кабинете или при свидетелях? Наверное, второе нравится больше? И ребенок должен каждый день, каждый час слышать, что он умница, разумница, молодец. Нужно говорить ему превосходными степенями речи: не «правильно», не «хорошо выполнил», а «отлично», «великолепно», «чудесно», «превосходно».
Не скупитесь на похвалу. А за особые заслуги - съел нелюбимый суп, почистил свои туфли, аккуратно оделся - что-либо и подарить. Опять-таки это может быть и конфета, а может быть и очень ласковое слово, сказанное секретно - доверительно на ушко(дети очень это любят). Мы слышали об одной семье, где родители говорили пятилетнему мальчику « ты- свинья», «ты клоун» (и еще похуже). Он приходил в детский сад и говорил: «Я свинья», «Я клоун». Вряд ли это окажет положительное влияние на душу ребенка. Может сформироваться комплекс неполноценности, озлобленность против родителей и окружающего мира. Уж лучше давайте говорить друг другу комплименты».
В. Сейчас команды посоревнуются в поиске различных вариантов, позиций, положений о поощрении детей.
1. Поощрение контактное и бесконтактное, нематериального порядка.
Например: научить хвалить себя самого (я - молодец; или с помощью жестов рук и лица). Пожать руку. Обнять. Поцеловать. Доверительно сказать что-то ласковое на ушко. Послать воздушный поцелуй (для разнообразия или когда вы заняты). Поощрить без слов, жестами и мимикой. Обнять на расстоянии. Дать особые обещания, к примеру: «За то, что ты..., в субботу пойдем в зоопарк (цирк, кино, в гости к подружке и т.д.)». Похвалить ребенка в присутствии других (родственников, друзей, просто в общественном месте - на улице, в автобусе).
2. Поощрения материального плана.
В. Чем можно заменить наказание?(Обсуждение с командами.)
Например:
терпением (это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей),
кратким объяснением, почему его поведение неправильно;
отвлечением (предложить ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, чего ему сейчас хочется);
неторопливостью или наградами (они более эффективны, чем наказания).
В.Жюри подводит окончательные итоги нашей деловой игры. Но и сейчас уже ясно: чтобы соблюдать права ребенка, и педагогам, и родителям необходимо постоянное самообразование. Для этого мы вместе!
Анкета-опрос для родителей
«Права ребенка»
Закончите, пожалуйста, предложение тем, что вам покажется правильным на первый взгляд.
1. Я считаю, что ребенок имеет право на:
1.1 своемнение;
1.2 принятие решения;
1.3 уважение;
1.4 озорство;
1.5 все, что не запрещено;
1.6 самовыражение;
1.7 личную жизнь;
1.8 непосредственность;
1.9 желания;
1.10 проявление собственной воли;
1.11 счастье;
1.12 любовь;
1.13 требования внимания;
1.14 лучшую жизнь;
1.15 эмоциональное благополучие;
1.16 защиту своих интересов;
1.17 безопасное мирное детство;
1.18 жизнь;
1.19 защиту;
1.20 другое (укажите, что именно).
2. Конвенция о правах ребенка имеет отношение:
2.1 к государству;
2.2 ко мне;
2.3 к детскому саду;
2.4 другое (укажите, что именно).
3. К мнению «Это мой ребенок, и я могу наказать его, как хочу» я отношусь:
3.1 отрицательно;
3.2 как иллюстрацию жестоких семейных нравов;
3.3 другое (укажите, что именно).
4. Наказание происходят потому, что:
4.1 ребенок не слушается;
4.2 ребенок капризничает необоснованно;,
4.3 ребенок нарушает нормы поведения;
4.4 ребенок упрямится;
4.5ребенок делает назло, осознанно поступает неправильно;
4.6 ребенок несколько раз игнорирует замечания;
4.7я нетерпелив (а), нервы не выдерживают;
4.8 заканчиваются аргументы и терпение;
4.9 я в чем - то чувствую себя беспомощной(ым), и ребенок попадает под горячую руку;
4.10 хочется, чтобы тебя слушали;
4.11 ребенок перевозбужден.
5. Типичная ситуация, когда мне приходится прибегать к наказаниям ребенка, это когда:
5.1 он делает назло, например, ломает вещи;
5.2 поведение ребенка «не хочу - и все», упрямство;
5.3 он знает, что делает плохо и все равно делает это;
5.4 дерется с братом или сестрой;
5.5 обижает других детей;
5.6 употребляет плохие слова;
5.7 неадекватно обращается с животными;
5.8 не слушается;
5.9 не слушается после трехкратного повторения;
5.10 не слушается после многократного повторения;
5.11 грубит;
5.12 долго убирает постель, игрушки;
5.13 пытается обмануть;
5.14 когда я сам(а) взвинчен(а);
5.15 немотивированный каприз;
5.16 ребенок 3-5 лет мешает научной работе дома;
5.17 отказывается от еды;
5.18 устраивает истерику;
5.19 лентяйничает;
5.20 берет пальцы в рот;
5.21 выбегает на дорогу;
5.22 другое (укажите, что именно).
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
6. Какие наказания применяли по отношению к вамродители в детстве?
6.1 лишали удовольствий;
6.2 ставили в угол;
6.3 секли ремнем;
6.4 ограничивали в общении;
6.5 не разговаривали;
6.6 разговаривали очень строгим тоном;
6.7 не пускали гулять;
6.8 унижали словами;
6.9 другое (укажите, что именно).
7. Какие наказания вы считаете возможным применять по отношению к детям?
7.1 лишать удовольствий;
7.2 лишать просмотра телепередач;
7.3 ограничивать в сладостях;
7.4 шлепать;
7.5 ставить в угол;
7.6 кричать;
7.7 делать строгий выговор (строго говорить);
7.8 использовать ремень;
7.9 давать подзатыльник;
7.10 оставлять одного в комнате;
7.11 разъяснять, почему он не прав;
7.12 не разговаривать;
7.13 другое (укажите, что именно).
8. Кто, с вашей точки зрения, наиболее агрессивен в семье ваших родителей?
8.1 никто;
8.2 мать;
8.3 отец;
8.4 другое ( вы, брат, сестра, бабушка и т.д.- укажите, кто именно).
9. В вашей семье?
9.1 муж;
9.2 жена;
9.3 никто;
9.4 другое (см. выше).
10.Что раздражает вас в вашем ребенке?
10.1 ничего;
10.2 упрямство;
10.3 непослушание;
10.4 баловство;
10.5 настойчивость;
10.6 медлительность;
10.7 невнимательность;
10.8 непоследовательность;
10.9 нерешительность;
10.10 употребление плохих слов;
10.11 непоседа-мешает работать;
10.12 неуклюжесть;
10.13 капризы;
10.14 возбудимость, плач, топанье ногами;
10.15 визгливость, истеричность;
10.16 другое (укажите, что именно)
Подготовила: заместитель заведующего по основной деятельности Голда Ю.А.
раскрыть » / « свернуть