Рекомендации по обобщению педагогического опыта
Структура описания педагогического опыта
Тема опыта
Тема должна отражать главное направление и содержание работы и соответствовать следующим требованиям:
- в формулировке темы должна быть отражена связь «результат-средство» («средство-результат»), «средство-процесс»;
- конкретность формулировки;
- корректное использование педагогических и психологических терминов.
Цель
Цель педагогической деятельности - это мысленное представление конечного результата.
Цель рассматривается как конечный результат деятельности педагога или педагогической системы.
Средства педагогического процесса — механизмы, влияющие на получение определенного результата.
Условия — сопутствующие причины (тормозящие или побудительные на пути к результату), чаще всего не зависящие от учителя, опыт которого обобщается.
Результат — как эффективность работы. Накапливается педагогический опыт в виде фиксируемых фактов, достоверность которых очевидна или доказана.
Актуальность опыта
Анализ соответствия целей и задач опыта социальному заказу общества, региональной образовательной политике, нормативным документам, кодексу об образовании, стандартам и учебным программам.
Научно-методическое обоснование
Анализ литературы целесообразно проводить проблемно (при этом важно вычленить идеи, на которые опирается педагог, опыт которого обобщается). В процессе анализа литературы необходимо также акцентировать внимание читателя на том, что уже достигнуто в изучаемой и обобщаемой области, а к чему нужно стремиться.
Представляя авторские программы, необходимо указать на работы каких авторов педагог опирался при их создании, каким образом они соответствуют требованиям государственной нормативной и регламентирующей базе.
Нельзя работать, опираясь только на собственную интуицию. Нужны знания по теории обучения, чтобы на их базе выработать конкретные принципы, позволяющие воздействовать на личность.
Вычленить противоречия, которые побудили педагога к поиску новых подходов к обучению и воспитанию. Имеющиеся противоречия становятся фактором определения путей становления педагогического опыта через постановку задач и их разрешение. Это противоречие осознается, осмысливается, формулируется проблема в терминах (понятиях и категориях) педагогической науки.
Ведущая педагогическая идея опыта
Центральная, основная мысль, вытекающая из опыта и предусматривающая вариативность форм её применения - это выделение главного, наиболее существенного в деятельности автора опыта. Это могут быть уже известные или новые идеи и технологии передового опыта, отвечающие взглядам автора, его позиции. Заимствованные у разных педагогов идеи могут представлять новую систему деятельности.
Новизна опыта
Представление оригинального способа решения проблемы, при этом новизна может проявляться во внесении новых положений в науку, в предложении более эффективных способов применения известных положений, в комбинации элементов современных педагогических технологий.
Описание сущности педагогического опыта
Описание средств достижения цели (методов и форм организации работы), организация образовательного процесса в соответствии с поставленными целями и задачами.
Рекомендуемая формула описания:
Цель (для чего) - содержание (что) - методы и средства (как) - результат (какой.)
Технология опыта - это процедура деятельности, ее состав и содержание.
К данной части описания есть ряд обязательных требований:
- отразить взаимосвязь педагогических явлений, факторов, влияющих на результат деятельности;
- выбрать структуру описания технологии (по этапам урока, по типам урока, по возрастным группам, предметам, разделам программы и др.)
- показать общие подходы, сформировать свои педагогические принципы и правила, создать модели и алгоритмы своих действий);
- показать индивидуальность автора опыта (авторские педагогические «находки»);
- содержание описания технологии должно соответствовать теме опыта.
Раскрывая особенности технологии работы, надо педагогические действия педагога соотносить с конкретными условиями, в которых эти действия предпринимаются. Поэтому в описаниях не обойтись без примеров, без приведения конкретных педагогических фактов.
Условия, при которых создавался опыт
Прописать личностные и профессиональные качества педагога.
Определить возрастные и личностные особенности учащихся, уровень их обученности.
Указать какие учебно-методические комплексы и методические пособия использует педагог. Выявить длительность функционирования опыта и динамику его становления и развития.
Результативность
Учитель-мастер работает не на сегодняшние знания, а на приращение познавательных способностей своих учеников. Представить, каковы результаты данных педагогических действий, чем они отличаются от результатов других в тех же условиях.
Трудоемкость опыта
Временные и интеллектуальные затраты всех участников образовательного процесса.
Доступность опыт
Возможность опыта использования в других учреждениях образования.
Литература
Приводится список использованной литературы.
Приложения
Примечание. При описании опыта ссылки на приложения обязательны.
Перечень возможных материалов приложения к описанию опыта
(содержание приложений строго зависит от темы опыта и соответствует ссылкам в его описании)
Авторские программы; тематическое планирование; поурочные планы; система уроков, занятий по теме опыта; компьютерное обеспечение занятий; сценарии вечеров, праздников, тексты лекций, выступлений, докладов, рефератов; творческие работы учащихся; данные о выпускниках (успехи, имеющие отношение к системе работы учителя).